Целомудрие


Целомудрие Целомудрие является главной христианской добродетелью, необходимой для спасения души. Целомудрие включает в себя непорочность, цельность деяний и помыслов, чистоту как телесную, так и духовную.

Само слово «целомудрие» есть то же самое, что и греческое слово «sophrosune». Оно определяется как благоразумие и здравомыслие. Отождествление целомудрия с девственностью, не есть полный смысл этого слова. Оно имеет более глубокое значение, относящееся не только к половой, но и к мыслительной деятельности, к умственным и духовным способностям управлять своей плотью и рассуждать здраво.

Согласно Священному Писанию, ни в деяниях добрых, молитвах, постах и прочих трудах телесных состоит благо подвижника, а в его восстановленной целостности, в целомудренной личности.

Чистота целомудрия.

Согласно словам Апостола Павла, «Воля Божья есть не что иное, как освящение ваше». А для того, чтобы верующие не пребывали в заблуждении и ошибочно не воспринимали слово «освещение» как праведность, смиренность и терпение, он разъяснил свое толкование изречением о том, что Воля Господа Бога – это освящение наше путем воздержания от всякого блуда, умения хранить свой сосуд в чести и святости, а не в страстях и походи. Чистота целомудрия, по словам Апостола, есть честь и святость тела нашего. Нет святости в том, кто пребывает в бесчестии и утопает в нечистоте, в страсти и похоти своей.

Сам Господь Бог призывает каждого к святости. Отвергающие данный призыв, отрицают, прежде всего, не человеческую заповедь, а Божию. Они отвергают Самого Спасителя нашего и присутствие Святого духа в сердце своем.

Не будет здравия души и источника духовной радости без сохранности чистоты душевной. Каждый, кто стремится преумножить свою любовь к Богу и стяжать Духа Святого, обязан заботиться о чистоте души своей.

По словам преподобного Ефрема Сирина, лишь чистота дает великий свет и истинную радость, тогда как всякий блуд несет собой пребывание в унынии, в печали и в беспросветной тьме.

Другим, более емким, высказыванием о целомудрии выступают слова преподобного Нила Синайского о том, что блуд является обманом и ложью, а целомудрие – истиной и истинным удовольствием.

Человеку, не познавшему добродетели этой, невозможно представить ту «сладость», коей она обладает и какую несет собой. Та услада, что получает человек от удовлетворения своих плотских страстей и желаний, не есть истинное удовольствие, ибо оно является кратковременным явлением, вызывающим впоследствии не только страшные муки и угрызения совести, но и чувства, разрушающие целостность духовного мира (раздражительность, ревность, смятение и скорбь). Целомудренный же человек пребывает в постоянном ощущении душевного удовольствия и радости, потому что уважает в себе способность побеждать порывы плоти своей.

Всякий человек должен сохранять чистоту свою, стремиться возлюбить в себе ее, ибо каждый из нас является благословенным последователем Спасителя нашего, а значит, обязан уподобляться Его образу и радовать Дух Божий, живущий в нашем сердце!

Целомудрие и степени его чистоты.

Целомудрие и степени его чистоты Согласно словам Святого Григория Богослова, любая добродетель сулит праведнику возведение его на более высокую степень. Те, кто придерживаются поистине чистой и безбрачной жизни, Ангелам подобны. Те, кто ежедневно борются со страстями плотскими, должны равняться на девственников. А тот, кто блюдет верность в супружестве, должен стремиться быть равным воздержанному. Ибо достигнуть наивысших степеней можно только через подвижничество в целомудрии.

К начальной степени целомудрия относят воздержание плоти от страстей. Всех степеней целомудрия, позволяющих обрести нерушимую чистоту, не счесть.

Однако, по словам преподобного Иоанна Лествичника, целомудрие все же имеет три степени чистоты. К первой степени он причисляет состояние души, при котором она не проявляет сочувствия тем страстным помыслам, которые порождает плоть. Средняя степень чистоты имеет место быть при отсутствии таковых мечтаний, как при бодрствовании, так и во сне. А вот третью степень чистоты он определяет, как непоколебимость внутреннего и духовного состояния при виде любого существа, как одушевленного, так и бездушного; как словесного, так и бессловесного.

Если рассматривать градацию усовершенствования целомудрия, представленную преподобным Иоанном Кассианом, то чистота данной добродетели обладает не тремя (как говорил Иоанн Лествичник), а шестью степенями, не поддающимися словесному описанию по причине того, что являются неуловимыми для разума человеческого. Он говорил, что процесс приумножения силы души и зрелости чистоты является незаметным, сродни тому, что сопровождает ежедневное приращение тела человеческого до вида своего совершенного. По его словам, о достижении полной и всецелой чистоты целомудрия можно говорить тогда, когда душа перестает питать сочувствие страстям и начинает отвергать и ненавидеть все греховное и в бодрствовании, и во сне.

В отличие от начальной ступени чистоты, при которой происходит обычное воздержание от плотских страстей, абсолютное целомудрие характеризуется полным успокоением и равнодушием души ко всем греховным деяниям и помыслам.

Многие преподобные выдвигали ряд различных предположений о том, какими степенями может определяться чистота целомудрия, однако, истинного и единоверного описания возрастания данной добродетели нет. По мнению Святых Отцов подобным знанием неполезно обладать человеческому разуму, ибо оно способно нанести вред главной хранительнице добродетелей – смирению!