Заповеди Божии являются внешним единым Законом Господа Бога, переданным через Моисея роду человеческому для того, чтобы знал он, как жить правильно, по канонам совести и благочестия, а не во грехе и по плоти.
С первой по четвертую Заповедь Бог вверяет людям почитать Создателя своего и хранить любовь к Нему, тогда как все последующие Заповеди предписывают сохранять любовь к ближнему своему.
Десять ветхозаветных Заповедей.
Данная Заповедь говорит нам о том, что Бог един и других богов для человека земного быть не может, ибо Единый Бог сотворил этот мир и является Творцом всего человечества. Не должно быть у человека других богов, ну а если их все-таки двое, то один из них непременно является Дьяволом, ослабляющим силу духовную, укрепляющим плоть для греховного. Должен гнать от себя человек всех псевдобогов и не терять веру и почет к Истинному единому Богу – Творцу своему!
Согласно этой Божией Заповеди запрещено человеку создавать себе любых как одушевленных, так и воображаемых кумиров, а также поклоняться им, почитать их и пребывать у них во служении. И если ранее, в те далекие времена, когда писала эта Заповедь, группы определенных лиц или же целые народы имели склонность к идолопоклонству, то в современное время буквальное восприятие преклонения пред всяким идолом будет нелепым и немыслимым для человека. Однако, не стоит так буквально воспринимать наказ данной Заповеди, ибо кумиром, в широком смысле этого слова, могут быть любые греховные страсти, повсеместно сопровождающие нас (алкоголь, чревоугодие, наркомания и прочее).
Эта Заповедь несет собой запрет на неблагоговейное упоминание имени Господа Бога. А значит, нельзя в пустых житейских беседах и делах, в шутках и в увеселениях поминать имени Божьего. К грехам против данной Заповеди также относится и нарушение обетов, кощунство, легкомысленное произнесение клятвы, богохульство и призвание Господа быть свидетелем прочих неблагочестивых деяний.
Имя Божие должно упоминаться тогда, когда человек осмысленно и с благоговением обращается к Нему в молитвенном слове, лишь при этом ему будет Божия благодать и Его милость.
Данной Заповедью Господь повелевает человеку шесть дней пребывать в трудах усердных, а седьмой день полностью посвящать делам святым и служению Создателю своему. Такими делами, угодными Богу, являются полезные занятия, связанные с религиозным учением, с просвещением ума своего и сердца, с милосердием и помощью больным и бедным.
К нарушениям этой заповеди относится не только неправильное распоряжение седьмым днем, но и уклонение от труда в дни будничные.
Этой Заповедью Бог призывает человека почитать и уважать своих родителей, искренне любить их, заботиться и поддерживать их в старости и при болезни, ибо неуважение и равнодушие к родителям своим является одним из самых великих грехов.
Согласно Ветхому Завету, те, кто злословил родителей своих, не имели права на прощение и карались смертью.
Заповедью этой Бог запрещает человеку отнимать жизнь не только у других людей, но и свою собственную, ибо жизнь – это самый главный и уникальный дар Господа, а значит, лишь Он должен решать, какими пределами ее наделять.
Нарушением данной Заповеди является не только акт самого убийства, но и любое способствование смерти человека, в том числе и в бессознательном состоянии, по случайности и неосторожности.
Согласно воле Божией и Его седьмой Заповеди, каждый муж и каждая жена должны быть верными друг другу всю жизнь совместную, а люди, не имеющие уз брачных, должны жить в целомудрии, быть чистыми в деяниях своих и помыслах.
Чтобы жить, не нарушая данной заповеди, нужно всячески избегать любых греховных чувств и мыслей, не сквернословить и не уподобляться всему бесстыдному и порождающему страсти и желания плотские.
Данная Заповедь запрещает человеку присваивать чужое. Каждый должен бороться с притягательной силой алчности, ибо на любой вид воровства побуждает, прежде всего, тяга к удовольствию и к материальному благу. Человек должен в трудах достигать своих целей, а не через присвоение желаемого. Богатство не несет радость и чистоту душевную, оно должно быть средством для оказания милосердия. Чтобы обладать сокровищами на небесах, нужно отдавать нуждающимся то, что имеешь на земле.
Этой Заповедью наш Спаситель налагает запрет на любое проявление лжи, ибо всякая ложь, клевета, сплетни и наговоры — дела дьявольские. Истинный христианин должен жить в любви и уважении к ближнему, а значит, ложь, в любом ее обличии, должна быть чужда и ненавистна ему.
Последняя Заповедь Божия учит нас жить вне зависти, ибо она является жгучим ядом для души человеческой. Нечистые мысли всегда предшествуют нечистым деяниям, а значит, для сохранности чистоты души своей, нужно гнать из нее все греховные помыслы и желания. Чтобы не уподобляться чувствам завистным, нужно благодарить Бога за все дары Его и ценить все то, что есть в нашей жизни!
Соблюдайте Заповеди Божии, ибо следовав им, мы наследуем жизнь вечную!